О чувстве юмора

Автор: | 17 февраля, 2022

Статья опубликована в журнале «Вестник Истины», №4, 2021

Один молодой человек поделился со мной своими переживаниями: «Несколько месяцев назад я читал Послание к Ефесянам и обратил внимание, что апостол Павел относит смехотворство к неприличному поведению. Я дал себе обещание никогда не смеяться. Но мне сложно его выполнять, так как даже известные братья часто шутят во время проповеди».

Действительно, апостол Павел расположил смехотворство в том же ряду грехов, что и пустословие, и сквернословие. Правильно ли понял мысль апостола тот брат? Как христианам относиться к юмору? Существуют ли допустимые виды смеха?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо внимательно изучить множество текстов Священного Писания. Ряд этих фрагментов будут осуждать смех. Например, в Евангелии от Луки (6, 25) сказано: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». А Екклесиаст писал: «О смехе сказал я: „глупость!”, — а о веселье: „что оно делает?”» (Екк. 2, 2). Если учитывать только эти стихи, то можно сделать вывод о недопустимости любого проявления юмора в жизни христианина. Но для полноты картины следует обратить внимание и на другие библейские отрывки. Друг Иова обещает, что Бог «…ещё наполнит смехом уста твои и губы твои радостным восклицанием» (Иов. 8, 21). Ангел, возвестивший Захарии весть о рождении сына, сказал: «И будет тебе радость и веселие…» (Лк. 1, 14). Сложно представить себе веселие без улыбок и смеха. Кроме того, про Самого Господа сказано, что Он посмеётся (Пс. 2, 4).

В юморе важен мотив

В психиатрии существует особый раздел — гелотология, которая занимается изучением смеха и его влияния на организм человека. Специалисты выделяют более девяти видов смеха. Иногда смех может быть вызван физическими причинами (например, щекоткой), иногда человек смеётся от нервного возбуждения, а иногда от того, что миновала какая-то опасность. Но чаще всего причиной смеха является юмор — способность подмечать в явлениях комичные, смешные стороны, противоречия и несуразицы. Именно в этой способности подмечать смешное кроется опасность для христианина.

В России, как и во всём мире, большой популярностью пользуются юмористические передачи. Они набирают миллионы просмотров и входят в десятку самых прибыльных проектов на телевидении или в Интернете. Существуют команды юмористов-авторов, работа которых заключается в написании множества шуток для разных программ. Если провести анализ того, на какие темы чаще всего шутят в таких передачах, то складывается весьма показательная картина: подавляющее большинство шуток либо касаются нецеломудренных тем, либо построены на высмеивании недостатков других людей, либо унижают власть, либо оскорбляют те или иные ценности человека. Даже в так называемых детских юмористических передачах царствует именно такой юмор. Очевидно, что для христианина он неприемлем.

Слово «смехотворство» из Послания к Ефесянам означает «непристойное шутовство». Ефес славился шутами, которые ловко облачали свои оскорбления в форму шутки и таким образом уходили от ответственности за свои слова.

Апостол Павел напоминает, что «…худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33), и предваряет это предупреждение словами «не обманывайтесь». Человеку свойственно считать, что универсальный духовный закон, описанный в Библии, в его конкретном случае не сработает. Он обманывается, убеждая самого себя, что ничего страшного с его добрыми нравами не случится, если он посмотрит ту или иную передачу, а пошлые и недостойные шутки он успешно отфильтрует. Но происходит обратная ситуация: постепенно и незаметно образ мыслей христианина становится мирским. Поэтому в другом тексте апостол пишет: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что’ есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).

В результате такого обмирщения сознания в личную жизнь христианина, в семью и церковь проникают греховные, разрушительные явления. Это же касается и юмора.

Над чем недопустимо смеяться?

Библия строго запрещает смеяться над недостатками других людей

Наверное, все христиане, которые в детстве посещали воскресную школу, знают историю про растерзанных медведицей детей. Причина такой печальной участи описана в Библии определённо: эти дети насмехались над пророком. По всей видимости, в тот момент у них было хорошее настроение и они подзадоривали друг друга разными шутками. Вдруг на дороге они увидели путника. У него была необычная причёска: волосы росли только по краю головы, а в центре виднелась большая плешь. Это очень развеселило детей, и они стали смеяться над пророком. К сожалению, родители в своё время не внушили им, что такое недопустимо.

Прошло несколько тысяч лет, но и сейчас у людей встречается плешь или другие физические недостатки. Кто-то смешно хромает, кто-то картавит, у кого-то непропорциональная фигура. Всё это — темы, запрещённые для юмора. Даже если плоть побуждает нас улыбнуться по этому поводу, мы должны напомнить себе и своим детям о страшных последствиях такого юмора.

Кто-то может подумать, что нельзя смеяться над пророком или, в крайнем случае, над верующими, а над неверующими можно. Однако любой человек создан Богом, поэтому смеяться нельзя ни над кем.

Библия запрещает смеяться над родителями

«Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные!» (Притч. 30, 17).

Если Библия запрещает высмеивать любых людей, то к родительскому авторитету следует относиться ещё более осторожно.

Обратите внимание, что в указанном тексте насмехающимся назван глаз. То есть человек смеётся над отцом внутри себя, он не ­позволяет устам своим говорить об этом, но даже такое поведение осуждается Богом. Вспомним братьев Хама, которые не позволили своим глазам посмотреть на отца, лежащего в неприглядном виде.

Библия запрещает злорадствовать

«Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия» (Авд. 1, 12).

Злорадство — радость, связанная с чужой неудачей, бедой, трагедией, невезением, несчастьем или горем. Чаще всего христианин внешне скрывает такую радость, но внутренне может испытывать удовольствие от неудач других людей. Особенно часто чувство злорадства возникает в том случае, если мы преду­преждали человека об опасности, но он сделал по-своему.

Христианство учит нас любить врагов, поэтому неудачи даже нечестивых людей не должны вызывать у нас чувства радости, и тем более ни при каких обстоятельствах мы не должны злорадствовать при проблемах наших братьев и сестёр.

Библия запрещает грязные шутки

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5, 3).

Лингвисты считают, что народ смеётся только над тем, что принимает. То, что для народа неприемлемо, в принципе игнорируется.

Обратите внимание, что христиане не должны в своей речи даже просто упоминать различную нравственную нечистоту, и тем более нельзя делать её предметом шуток.

Библия запрещает смеяться над святым

Самый лёгкий способ обесценить святыню — сделать её предметом насмешек. Поэтому Священное Писание, церковь, вечеря, крещение, исповедь не могут и не должны быть предметами шуток.

Апостол Павел упрекает некоторых людей в святотатстве (Рим. 2, 22). Что означает это слово? У него сложная этимология, но подразумевает оно оскорбление, осквернение святыни, язвительные насмешки, издевательство, неуважение к правилам жизни или обрядам христианства.

Какой мотив для смеха можно назвать достойным христианина?

Смех радости

Самый чистый смех — это смех, вызванный радостями жизни. Очень часто именно так смеются дети. В замечательном стихотворении Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» есть такие строки:

Двум мальчуганам, сверстникам её,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про неё,

Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Ещё не знает это существо.
Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!

Вот у кого стоит поучиться настоящей радости! Смех детей часто полон любви ко всему окружающему миру.

Самоирония

Человеку легче увидеть что-то забавное в ближнем, но он крайне редко видит смешное в самом себе. Самоирония — это признак смирения. Трезвый взгляд на самого себя не только вызывает улыбку, но и приводит к хорошим изменениям.

Один пресвитер решил обличить многодетного отца, который мало внимания уделял своим подрастающим сыновьям. Тот пытался оправдаться занятостью, но пресвитер говорил, что при любых обстоятельствах отец должен не только заботиться о материальном благосостоянии детей, но и быть их другом, находить время для бесед и быть доступным в тот момент, когда он нужен ребёнку. 

За время беседы сын пресвитера позвонил ему более десяти раз. В конечном итоге служитель поднял трубку и, даже не выслушав, начал отчитывать сына. Через несколько минут он вдруг осознал комичность ситуации, в которой сам оказался. Вначале она вызвала у него и его собеседника смех, а затем привела к раскаянию.

Юмор имеет последствия

Каждый, наверное, встречал людей (а иногда и сам был таким человеком), которые не отдают себе отчёта в том, что даже шутка может привести к серьёзным последствиям. Писание говорит: «Как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, так — человек, который коварно вредит другу своему и потом говорит: „я только пошутил”» (Притч. 26, 18–19). Шуткой можно нанести глубокую рану, лишить человека покоя, а можно даже нанести вред духовному состоянию или здоровью.

Яркий пример «просто шутки», которая привела к очень печальным последствиям, произошёл несколько лет назад. Некая молодая женщина получила права. Так как она жила в большом городе, где автомобильное движение весьма интенсивно, она ездила аккуратно, стараясь не отвлекаться. Это вызывало насмешки со стороны её друзей, которые имели больший опыт. Однажды её товарищ попросил подвезти его до работы. Во время движения он незаметно прицепил на ручку коробки переключения передач резинового паука. Через некоторое время женщина взялась за ручку, чтобы переключить передачу. Она почувствовала что-то под ладонью и перевела свой взгляд на этот предмет. Паук выглядел настолько реалистично, что женщина вскрикнула и инстинктивно дёрнула руль. В результате машина выехала на встречную полосу. Произошло ДТП. И водитель, и шутник оказались в больнице.

С другой стороны, последствия юмора могут быть и весьма благоприятными. Вовремя сказанная шутка может поднять настроение, разрядить обстановку, сократить расстояние между собеседниками. При помощи лёгкой иронии легче обличить человека так, чтобы он не обиделся.

Например, в Послании к Коринфянам апостол Павел обращает внимание коринфян на то, что он никогда не причинял им никаких неудобств. Павел облекает эту мысль в ироничную форму: «Ибо чего у вас недостаёт перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину» (2 Кор. 12, 13).

В одиннадцатой главе этого же послания выражение Павла не может не вызвать улыбку, несмотря на то что он говорит об очень серьёзных вещах: «Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьёт вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил» (2 Кор. 11, 20–21). Конечно, мы не может всерьёз подумать, будто апостол стыдится того, что не был способен обирать, порабощать или бить коринфян.

Мы уже сказали о популярности юмористических передач. В чём причина такой востребованности? Специалисты относят юмор к средству релаксации, отдыху. В этом ­плане юмор находится в одном ряду с алкоголем или другими средствами ухода от реальности. Пытаясь расслабиться через юмор, человек не всегда находит силы остановиться и часами просматривает ролики, переходя на всё более непристойные темы. Как и при использовании других средств ухода от реальности, такой юмор приводит к духовному опустошению.

Юмор уместно сравнить с приправой. Соль или перец в нужных количествах придают блюду вкус, но при излишке портят его. Юмор никогда не должен быть самоцелью. Он — слуга, призванный облечь мысль в форму, лёгкую для усвоения. Христос использовал выражения, которые не могли не вызвать улыбки из-за своей парадоксальности. Например, фраза «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19, 24) наверняка рисовала в умах слушателей забавные картины. Но Христос сказал это не для того, чтобы повеселить людей, а чтобы они твёрдо запомнили важный духовный урок.

Когда я был подростком, то услышал выражение, которое оказало значительное влияние на мою жизнь. Мой старший брат сказал мне: «Все стараются хорошо провести время, но время не проведёшь». Помню, как меня рассмешила такая парадоксальность, но благодаря форме, в которую была облечена важная мысль, я запомнил это выражение на всю жизнь.

Чувство юмора, как и любые другие чувства, заложил в нашу природу Создатель, и поэтому использовать его нужно только для Его славы.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.