Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Тит 3:9
Читая этот текст, вспомнил небольшую статью, Александра Шмемана под названием "Важное и неважное".
Он пишет:
когда в церкви вспыхивают и разгораются споры, а это, увы, случается часто, в церковной среде неизменно раздаются призывы прекратить эти споры во имя мира и любви. И этому можно было бы только радоваться, если бы таких призывах не звучало слишком явственно и иное. "То, о чем вы спорите, – слышится в них, – неважно, это никого не интересует и никому, кроме специалистов и эрудитов непонятно, а потому весь ваш спор приносит только соблазн и вред"…. И тут приходится напомнить этим обличителя нечто очень важное, а чем они как будто забывают. А забывают они, что в церкви мир и согласия неотделимо от истины.
Апостол Павел призывает не спорить о пустом, о бесполезном. Но, когда Антиохию пришли люди, понуждающие соблюдать Закон, то и апостол Павел, и его друг Варнава, не просто спорили, а имели "немалое состязания" (Деян. 15:2). Они ревностно отстаивали истину.
Действительно, сейчас все больше споров о второстепенном и неважном, и всё меньше дискуссий о действительно глубоких, фундаментальных вопросах догматики. В мелочах мы принципиальны, а в главном, к сожалению, весьма терпимы.
Иван Петрович Плетт в книге об устройстве церкви тоже пишет что-то подобное. Он говорит, что призыв к миру, хоть и выглядит весьма благочестивым, но зачастую просто прикрывает, замазывает проблему. Нужно понять истину и только на ней утверждать мир.
Уменьшение интереса к истине — это не тенденция последних лет. Так было всегда. Во втором послании Апостол Иоанн напоминает, что не стоит открывать двери церкви всем, кто приходит под знаменами любви, так как истинная любовь не возможна без исполнения Божьих заповедей. А в своей книге "Опасная идея христианства" профессор Алистер Мак-Грат описывает, что подобная тенденция была свойствена и в эпоху так называемых великих пробуждений.
В то время как в 1630-х гг. конгрегации, рассматривая потенциального кандидата в полные члены общины, испытывали ортодоксальность его убеждений, то теперь акцент делался на личном опыте человека.