Из истории инквизиции

Автор: | Февраль 7, 2017

Для инквизитора было важно получить добровольные признания обвиняемого. Даже если применялись пытки, то на следующий день обвиняемому предлагалось подписать добровольные показания. Только они имели силу. Поэтому искусство допроса было доведено инквизиторами до совершенства. Но и обвиняемые часто попадались тоже не лыком шитые. Диалог между этими двумя противниками, один из которых пытаеся скрыться за неоднозначностью словестных формулировок, а другой идет за ним след в след, напоминает игру двух профессиональных шахматистов, или дуэль мушкетеров. Вот небольшой диалог, который я нашел в книге Григулевича «Инквизиция». Этот диалог приводит инквизитор Бернар Ги в качестве иллюстрации к тому, как он сам проводил допросы.

И: — Вас обвиняют в том, что вы еретик, что вы веруете и учите несогласно с верованием и учением святой церкви.

О: — Сударь, вы же знаете, что я не виновен. Я никогда не исповедовал другой веры, кроме истинной христианской.

И: — Вы называете вашу веру христианской потому, что считаете нашу ложной и еретической, но я спрашиваю вас, не принимали ли вы когда-либо других верований, кроме тех, которые считает истинными римская церковь?

О: — Я верую в то, во что верует римская церковь, и чему вы публично учите нас.

И: Быть может, в Риме есть несколько отдельных лиц, принадлежащий к вашей секте, которую вы считаете римской церковью. Когдя я проповедую, я говорю многое, что у нас общее с вами, например, что есть Бог, и вы веруете в часть того, что я проповедую; но в то же время вы можете быть еретиком, отказываясь верить в другие вещи, которым следует верить.

О:Я верю во все то, во что должен веровать христианин.

И: Эти хитрости я знаю. Вы думаете, что христианин должен веровать в том, во что веруют члены вашей секты. Но мы теряем время в подобных разговорах. Скажите прямо: веруюте ли вы в Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого?

О:Верую.

И: Веруете ли вы в Иисуса Христа, родившегося от пресвятой девы Марии, страдавшего, воскресшего и восшедшего на небеса?

О:Верую.

И: Веруете ли вы, что за обедней, совершаемой священнослужителем, хлеб и вино божественной силой превращаются в тело и кровь Иисуса Христа?

О:Да разве я не должен веровать в это?

И: Я вас спрашиваю не о том, должны ли вы веровать, а веруете ли?

О: Я верую во все, чему приказываете вы и хорошие ученые люди.

И: Эти хорошие ученые люди принадлежат к вашей секте: если я согласен с ними, то вы верите мне, если же нет, то не верите.

О: Я охотно верую, как вы сказали, если вы поучаете меня тому, что хорошо для меня.

И: Вы считаете в моем учении хорошим для себя то, что согласно с учением ваших ученых. Хорошо, скажите, верите ли вы, что на престоле в алтаре находится тело Господа нашего Иисуса Христа?

О: (резко) Верую!

Вы знаете, что там есть тело и что все тела суть тела нашего Господа. Я вас спрашиваю: находящееся там тело есть истинное тело Господа, родившегося от девы, распятого, воскресшего, восшедшего на небеса?

О: А вы сами верите этому?

И: Вполне.

О: Я тоже верю этому.

И: Вы верите, что я верю, но я вас спрашиваю не об этом, а о том, верите ли вы сами этому?

и т. д.