Вечный человек, Гилберт Кийт Честертон

Честертон чем-то похож на Льюиса (или Льюис на Честертона) — та же острота мысли, те же очевидные выводы, которые никто другой до них сделать не мог. «Вечный человек» — это аполетика христианства. В книге такое огромное количество мыслей, что нужно или читать и на половину не обращать внимание, или читать целый год, постоянно останавливаясь и переваривая рассуждения автора.

С самого начала поражает неординарность мышления. Это особенно чувствуешь в первых главах. Потом привыкаешь.

Цитаты:

В наши дни книги и газеты наперебой описывают популярного героя, которого называют Пещерным Человеком. Видимо, все хорошо, даже лично с ним знакомы. Его психологию серьезно учитывают и враги, и авторы романов. Насколько я понял, он чаще всего бил жену и вообще, как говорят теперь, обращался с женщиной «без дураков». Не знаю, первобытные ли дневники или сообщения о разводах легли в основу таких воззрений.

Мало того, я никак не могу понять, почему, если фактов нет, надо считать наиболее вероятными именно эти поступки. Нам непрестанно толкуют, что человек тех времен то и дело размахивал дубинкой и, прежде чем уволочь даму, стукал ее по голове. Нет, не пойму, почему у столь грубого самца столь щепетильная самка!

Да,много раз-при Арии,при альбигойцах,при гуманистах,при Вольтере,при Дарвине-вера,несомненно,катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти.)

«Серьёзность — не добродетель. Это не совсем соответствует догме, но вполне верно назвать ее пороком. Человеку свойственно воспринимать себя всерьёз. Передовую статью гораздо легче сочинить, чем шутку. Важность — естественная поза; веселье — причудливо, как прыжок. Легко быть тяжёлым; тяжело быть лёгким».

Если ты слишком горд,чтобы бороться,бороться приходится смиренным.

…когда занимаешься прошлым,надо полагаться не на опыт,а на свидетельства.

Конечно,лучше всего быть так близко от нашего духовного дома,чтобы его любить;но если вы не можете этого,отойдите от него подальше,иначе вы его возненавидите.

И снова мы возвращаемся к другому христианскому символу, к совершенному узору ключа. Очерк этот не богословский, а исторический, и в мои задачи не входит защита наших догм; я просто хочу показать, что их, как и ключ, нельзя принять, если не примешь во всех деталях. Я не собираюсь объяснять подробно, почему следует принять именно нашу веру. Я просто объясняю, почему ее приняли и принимают, и отвечу тем самым на тысячи других вопросов: потому что она подходит к скважине, потому что она как жизнь. Она — один из многих рассказов, но так уж случилось, что этот рассказ правдив. Она — одна из многих теорий, но так уж случилось, что это — истина.

Человек отличается от животного качественно,а не количественно,и вот доказательство:рассказ о том,что человек нарисовал обезьяну,покажется скучным и плоским;рассказ о том,как умнейшая из обезьян нарисовала человека,все примут за шутку. Искусство-подпись человеческая.