Честные труженики vs диссиденты: саморепрезентация евангельских христиан в позднем Советском Союзе

Автор: | 14 февраля, 2020

Предлагаем Вашему вниманию статью Н. Беляковой и В. Клюевой.

Белякова Н., Клюева В. Честные труженики vs диссиденты: саморепрезентация евангельских христиан в позднем Советском Союзе // Электронный научно-образовательный журнал «История».T. 9. Выпуск 7 (71), 2018.

Аннотация:

В статье рассматривается процесс формирования идентичности позднихпротестантов или евангеликов (евангельских христиан, баптистов ипятидесятников), которая сочетала как религиозные, так и специфически«советские» черты. В статье утверждается, что большое влияние наформирование идентичности групп религиозных меньшинств оказала советскаяидеология, которая одновременно отказывала верующим во включении их вчисло честных и сознательных граждан. Верующих маркировали как «других»,чуждых общественным процессам в Советском Союзе, нацеленным напостроение светлого социалистического будущего. Тогда как большинствоверующих позиционировало себя в качестве честных граждан, принимающихполитическую систему Советского Союзе и социалистические ценности, нособлюдавших собственные представления о религии и ее роли в повседневнойжизни человека. Ключевой ценностью советского общества провозглашалосьправо (и почетная обязанность) на труд, благодаря которому и созидалось

 светлое будущее. Исходя из этой установки, в отношении людей, маркируемыхкак «другие» (в изучаемый период был распространен эвфемизм«инакомыслящие») а тем более, в отношении тех, кто не только думал, но исвоими действиями показывал следование «несоветским» ценностям, частовыдвигались обвинения в тунеядстве и паразитическом образе жизни, за чтополагалась административная и даже уголовная ответственность. Одной иззаметных категорий таких «инакодействующих» в брежневском СССР былиевангельские верующие, которые к тому же были представителямирелигиозного меньшинства, по сути религиозными диссидентами в буквальномсмысле этого слова. Как представители этой группы находили возможностипрофессиональной и творческой реализации, а также финансового обеспечениясебя и семей в условиях авторитарного государства, проповедующего атеизм,обладающего монополией на средства производства и распределение рабочихмест? Насколько традиционная «протестантская этика», описанная М.Вебером, присутствовала и определяла ценностные установки советскихевангеликов в социалистическом контексте? Каким образом представителибаптистских сообществ вписывались в сложную общественную структуру,характеризуемую часто как систему «маленьких сделок» брежневского СССР?В настоящем исследовании мы ставим задачей показать позицию самихверующих, относившихся к разным евангельским группам, которые охотнорассказывают о своем добросовестном труде, подчеркивая этичность своихпозиций и противопоставляя себя представителям власти и официальногодискурса, слова которых расходились с делами. Одновременно набор жесткихэтических правил в повседневной жизни делал евангельских верующихкачественными и востребованными сотрудниками в советской инфраструктуре.Мы утверждаем, что в брежневский период маргинализация верующих наидеологическом уровне и ограничение допуска к интеллектуальным иуправленческим ресурсам в какой-то степени компенсировалась ихматериальным достатком и доступом к определенным дефицитнымматериальным ресурсам и специальностям.

62096893

Скачать с гугл диска: https://drive.google.com/file/d/1CWbFuNb3rr-FLLDdhgy1eKTxad85OVUa/view?usp=sharing

Скачать с Яндекс диска: https://yadi.sk/i/vZTMW26cWVRKPA

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.